Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по г. Минску

Горячая линия:+375 17 337-39-85 (с 9.00 до 12.00)
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Минской области

Горячая линия: +375 17 200-80-61 
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Гомельской области

Горячая линия: +375 23 234-51-74
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Витебской области

Горячая линия: +375 21 262-68-83 
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Брестской области

Горячая линия: +375 16 21-47-80
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Гродненской области

Горячая линия: +375 15 274-34-15
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Могилевской области

Горячая линия: +375 22 231-03-62 
Подробнее

Специализированая инспекция Департамента
контроля и надзора за строительством

Горячая линия: +375 17 361-00-71
Подробнее

При проведении осмотров объектов строительства в 2024 году сотрудниками органов Госстройнадзора выявлялись отступления и нарушения требований проекта, технических нормативных правовых актов и дефекты, влияющие на эксплуатационную надежность и безопасность строящихся объектов.

По основным конструктивам можно выделить следующие типичные нарушения:

  1. Каменные работы:
  • швы кладки не соответствуют нормам;
  • нарушения армирования кладки стен и перегородок;
  • вертикальные штрабы выполняются без армирования;
  • некачественное заполнение деформационных швов.
  1. Монтаж железобетонных конструкций:
  • отсутствуют исполнительные съемки смонтированных конструкций;
  • отступление от требований проектной документации, несвоевременное - внесение изменений;
  • несвоевременная заделка стыков железобетонных конструкций.
  1. Бетонные работы:
  • класс бетонных поверхностей не соответствует проекту;
  • отсутствие ухода за бетоном;
  • некачественное проведение входного контроля;
  • нарушение проектного армирования;
  • отсутствие паспортов на применяемую инвентарную опалубку.
  1. Заполнение оконных и дверных проемов:
  • несоответствие креплений строительным нормам;
  • некачественная подготовка проемов под установку блоков;
  • некачественная герметизация швов.
  1. Кровельные работы:
  • несоответствие узлов установки воронок, аэраторов проекту;
  • несоблюдение уклонов кровли;
  • некачественная проклейка стыков;
  • некачественная огрунтовка поверхностей;
  • сверхдопустимые зазоры в элементах стропильной системы;
  • несоответствие узлов стропильной системы проекту.
  1. Благоустройство:
  • отсутствие исполнительных съемок;
  • отступление от проекта;
  • некачественное устройство деформационных швов в покрытиях;
  • просадки, застои воды в покрытиях;
  • некачественная подготовка оснований;
  • увеличенные швы в покрытиях из тротуарной плитки, некачественная - заделка швов песком.
  1. Монтаж металлоконструкций:
  • отсутствие исполнительных съемок;
  • некачественное выполнение антикоррозийных покрытий;
  • отсутствие паспортов, сертификатов;
  • сварочные работы принимают аттестованные специалисты;
  • некачественно выполняются сварные соединения;
  • не выполняются мероприятия по самоотвинчиванию гаек;
  • нарушается технология монтажа;
  • отступление от проектной документации.

А теперь рассмотрим наиболее характерные нарушения и дефекты на примерах.


Объект строительства: ««Трансформация производственной территории предприятия ОАО «Агат-электромеханический завод». 2-я, 3-я очереди строительства».

  • Заказчик: ОАО «Агат-электромеханический завод».
  • Подрядчик: ОАО «Стройтрест № 35».
  • Проектировщик: ООО «ИнжСпецСтройПроект».
  • Технический надзор: РУП «Белстройцентр».

При сборке и закреплении монтажных соединений конструкций на болтах без контролируемого натяжения головки и гайки болтов, после затяжки не плотно (с зазорами) соприкасаются с плоскостями шайб и элементов конструкций, стержень болта — выступает из гайки менее чем на 3 мм; плотность стяжки собранного пакета не проверяется щупом толщиной 0,3 мм, который в пределах зоны, ограниченной шайбой, не должен проходить между собранными деталями на глубину более 20 мм, чем нарушены требования пунктов 8.7.9 и 8.7.10 СН 1.03.01-2019 «Возведение строительных конструкций зданий и сооружений».


Объект строительства: «Реконструкция корпуса реабилитации УЗ «Клинический родильный дом Минской области» с развертыванием отделения анестезиологии и реанимации (для новорожденных детей) на 18 коек с модернизацией инженерных коммуникаций по адресу: г. Минск, ул. Ф. Скорины, 16».

  • Заказчик: КУП «УКС Миноблисполкома».
  • Подрядчик: ОАО «СПМК-81».
  • Проектировщик: ООО «РАД-защита».
  • Технический надзор: КУП «УКС Миноблисполкома».

Перепад высот между смежными элементами тротуарных и тактильных плит, измеренный в плоскости поверхности тротуарной плиты и в плоскости нижнего основания дискретных указателей тактильных плит превышает 2 мм, чем нарушены требования пункта 4.9а
ТКП 45-3.02-7-2005 «Благоустройство территории. Дорожные одежды с покрытием из плит тротуарных. Правила устройства».


Объект строительства: «Экспериментальный многофункциональный комплекс «Минск-Мир». Детская поликлиника на 680 посещений в квартале № 29.11».

  • Заказчик: УП «УКС Мингорисполкома».
  • Подрядчик: СУ-94 ОАО «Стройтрест №1».
  • Проектировщик: ОАО «Ордена Трудового Красного Знамени «Институт Белгоспроект».
  • Технический надзор: УП «УКС Мингорисполкома».

При выполнении работ по утеплению фасадов здания минеральной ватой под штукатурку допускается попадание клея в швы между плитами, чем нарушены требования пункта 5.3.2.15 СП 1.03.03-2022 «Устройство тепловой изоляции наружных ограждающих конструкций зданий и сооружений».


Объект строительства: «Многоквартирный жилой дом по генплану № 66 с инженерными сетями микрорайона №3 в г. Узда».

  • Заказчик: ГП «УКС Узденского района».
  • Подрядчик: ОДО «АйВекоСтрой».
  • Проектировщик: ООО «КомплексЭнергоПроект».
  • Технический надзор: ГП «УКС Узденского района».

Не соблюдаются требования технических нормативных правовых актов при выполнении строительно-монтажных работ, а именно: требования к качеству лицевых поверхностей плит перекрытий в жилых домах, сдаваемых без выполнения отделочных работ, ниже категории бетонной поверхности А4 в соответствии с ГОСТ 13015.0-83 «Конструкции и изделия бетонные и железобетонные сборные».

Не производится замоноличивание стыков между плитами и отверстиями у монтажных петель раствором или бетоном; перепад лицевых поверхностей двух смежных плит перекрытий в шве при длине плит свыше 4 м до 8 м включительно превышает 7 мм. Нарушены требования пунктов 6.4.8 и 6.4.9 СН 1.03.01-2019 «Возведение строительных конструкций зданий и сооружений».


Объект строительства: «Строительство многоквартирного жилого дома по ПДП № 2.2 с инженерными сетями и благоустройством в микрорайоне №22 г. Солигорска».

  • Заказчик: ГП «УКС Солигорского района».
  • Подрядчик: ОАО «Солигорский ДСК».
  • Технический надзор: ГП «УКС Солигорского района».
  • Проектировщик: ОАО «Солигорскпроект».

При устройстве полов в местах входа в квартиры, толщина стяжки не соответствует требованиям проектной документации и не составляет 30мм, фактически достигает до 65 мм.

Количество крепежных элементов в опорных элементах каркаса витражей остекления лоджий не соответствует требованиям технологической карты и не составляет два анкера на одну опорную пластину. Нарушены требования пункта 8.4.7 ТКП 45-3.02-223-2010 «Заполнение оконных и дверных проемов. Правила проектирования и устройства».

 

Заделка мест прохода коммуникаций через строительные конструкции (стены, перегородки, перекрытия) выполнена строительным мусором – многочисленные нарушения. Нарушены требования пункта 6.1.8 СП 1.03.02-2020 «Монтаж внутренних инженерных систем зданий и сооружений».


Объект строительства: «Строительство жилого района с инженерно-транспортной инфраструктурой и объектами социально-гарантируемого обслуживания населения в д. Копище Боровлянского сельсовета Минского района». Микрорайон №12. 6 очередь строительства. Поликлиника на 1330 посещений в смену №12.6 по г.п.

  • Заказчик: ООО «Астодевелопмент».
  • Подрядчик: ООО «МонолитГарантСистем».
  • Технический надзор: ЧСУП «Нольта и К».
  • Проектировщик: ОДО «Проектинжстрой».

При утеплении фасадов и перекрытия подвала взрослого корпуса допускаются значительные (до 10 мм) щели в стыках смежных листов утеплителя и не заполнение материалом утеплителя образовавшихся щелей. Нарушены требования пункта 6.3.1 ТКП 45-3.02-71-2007 «Тепловая изоляция наружных ограждающих конструкций зданий и сооружений с использованием материалов из пеностекла. Правила проектирование и устройства».

Сварные соединения труб отопления не защищаются от коррозии после завершения сварочных работ. Нарушены требования пункта 11.1.9
СН 1.03.01-2019 «Возведение строительных конструкций зданий и сооружений».

При пересечении строительных конструкций заделка зазоров и отверстий в местах прокладки полимерных труб не выполняется. Нарушение пункта 16.1 ТКП 45-4.01-29-2006 «Сети водоснабжения и канализации из полимерных труб. Правила проектирования и монтажа».


Объект строительства: «Реконструкция моста на р.Сивельга (ПК73) мелиоративной системы «Сутоки» в ОАО «Краснодворцы» Солигорского района Минской области».

  • Заказчик: ГУ «Минскмелиоводхоз».
  • Генподрядчик: ГУ «Солигорское ПМС».
  • Технический надзор: ГО «Белводхоз».
  • Проектировщик: РУП «Белгипродор».

При устройстве монолитной конструкции «Выпускной части трубы» не обеспечивается защитный слой бетона согласно требованиям проектной документации. Не выполняется гибка краев хомутов. Размещение горизонтальной арматуры в сечении стены не соответствует требованиям проектной документации.


Объект строительства: «Многофункциональный комплекс на пересечении пр. Независимости и ул. К.Туровского в г.Минске», Первомайский район г.Минска.

  • Заказчик, технадзор: КУП «УКС Мингорисполкома».
  • Генподрядчик: ОАО «Стройтрест № 4».
  • Проектировщик: ПКУП «Минскпроект».

Перепад высот между смежными элементами тротуарных и тактильных плит, измеренный в плоскости поверхности тротуарной плиты и в плоскости нижнего основания дискретных указателей тактильных плит превышает 2 мм. Размер шва между тактильными плитами не соответствует техническим нормативным правовым актам. Тактильные плиты не обеспечивают визуальный контраст с прилегающей поверхностью покрытия: дискретные элементы повреждены, поверхность загрязнена. При благоустройстве территорий отклонения высотных отметок от проектных при работе с растительным грунтом превышают ±5 см. Нарушены требования пунктов 4.9а, 8.3.3, 8.3.5 ТКП 45-3.02-7-2005 «Благоустройство территорий. Дорожные одежды с покрытием из плит тротуарных. Правила устройства»; пункта 5.7 ТКП 45-3.02-69-2007 «Благоустройство территорий. Озеленение. Правила проектирования и устройства».


Объект строительства: «Капитальный ремонт моста через р. Щара на км 1,413 автодороги Н-6353 Шиловичи-Чепелево», Гродненская область, Слонимский район.

  • Заказчик: КУП «Гроднооблдорстрой».
  • Генподрядчики: КУП «Гроднооблдорстрой», ДРСУ № 157 КУП «Гроднооблдорстрой», ДРСУ № 119 КУП «Гроднооблдорстрой», ПК «СПМК №66 г. Гродно».
  • Технический надзор: РУП «Белдорцентр», ООО «Горстройинжиниринг».                
  • Проектировщик: КУП «Гроднодорпроект».

Организация и культура строительного производства не соответствуют нормативным требованиям, в том числе:

у въезда на строительную площадку не установлена схема внутриплощадочных дорог и проездов с указанием мест складирования материалов, конструкций и др.;

ограждение строительной площадки имеет разрывы (выполнено не полностью);

допускается размещение бытовых помещений в местах, не предусмотренных ПОС и ППР;

отсутствуют контейнеры для сбора строительных отходов и мусора;

строительные материалы при складировании на строительной площадке хранятся с нарушением требований технических нормативных правовых актов. Нарушены требования пунктов 4.11, 4,12 и 4.13
СН 1.03.04-2020 «Организация строительного производства» и пункт 4.13 СП 3.03.-02-2021 «Устройство мостов и труб».

Ограждение рабочих мест на высоте (защитно-охранное ограждение на мосту) не соответствует нормативным требованиям: в отдельных местах отсутствует или повреждено горизонтальное заполнение. Нарушены требования пунктов 4.1, 4.12 и 4.13
СН 1.03.-04-2020 «Организация строительного производства».


Объект строительства: «Капитальный ремонт с модернизацией путепровода с ул. Московской на ул. Чкалова в г. Минске».

  • Заказчик: ГП «Гордорстрой».
  • Подрядчик: КУП «УДМСиБ Мингорисполкома».
  • Проектировщик: КУП «Минскинжпроект».  
  • Технический надзор: ГП «Гордорстрой».  

Не установлены контргайки в базе стоек освещения путепровода. Нарушены требования пункта 8.1.1 СН 1.03.01-2019 «Возведение строительных конструкций зданий и сооружений».

При сборке и закреплении монтажных соединений конструкций на болтах без контролируемого натяжения головки или гайки болтов, в том числе фундаментных, после затяжки не плотно (с зазорами) соприкасаются с плоскостями шайб или элементов конструкций, либо стержень болта выступает из гайки менее чем на 3 мм.  (база стоек освещения путепровода. Нарушены требования пункта 8.7.9
СН 1.03.01-2019 «Возведение строительных конструкций зданий и сооружений».

Не выдерживается толщина защитного слоя бетона при расположении арматурного каркаса шкафной стенки в опалубке согласно проектной документации (минимальная толщина защитного слоя бетона в свету 30мм). Нарушены требования пункта 15.26.11 ТКП 540-2014 «Мосты и трубы. Правила проектирования и устройства специальных вспомогательных сооружений и устройств».


Объект строительства: «Капитальный ремонт железнодорожного моста 670 км ПК 9 участка Полоцк - Бигосово», Витебская область, Верхнедвинский район.

  • Заказчик: РУП «Витебское отделение Белорусской железной дороги».
  • Подрядчик: ОАО «Дорстроймонтажтрест» филиал СМП № 169 на станции Витебск.
  • Проектировщик: ПИ РУП «Институт «Белжелдорпроект».
  • Технический надзор: РУП «Витебское отделение Белорусской железной дороги».

При бетонировании монолитных конструкций (укрепление конусов, железобетонных рубашек обратных стенок устоев мостов и др.) не выполняются требования ТНПА:

в бетоне монолитных конструкций допускаются трещины, ширина раскрытия которых превышает допустимые (более 0,2 мм), чем нарушены требования пункта 7.10.10 СН 1.03.01-2019 «Возведение строительных конструкций, зданий и сооружений»;

не в полном объеме установлены заглушки в технологических отверстиях железобетонных мостовых брусьев, что нарушает требования пункта 11.2
СТП БЧ 56.317-2015 «Мостовое полотно на железнодорожных мостах. Устройство и конструкции»;

щебеночный балласт в шпальных ящиках, в пределах охранных приспособлений на подходах к мосту, не досыпан до необходимого уровня (на 3 см ниже верхней постели переводных брусьев и деревянных шпал и в одном уровне с верхом средней части железобетонных шпал), что нарушает требования пункта 5.44
ТКП 493-2013 «Верхнее строение железнодорожного пути. Правила устройства»;

нарушение целостности заполнения герметизирующим материалом швов между некоторыми плитами безбалластного мостового полотна (БМП), что нарушает требования пункта 6.8 СТП БЧ 56.321-2015 «Безбалластное мостовое полотно на железобетонных плитах металлических пролетных строений железнодорожных мостов.  Порядок применения и эксплуатации»


Объект строительства: «Мост через р.Неман на км 78,628 автомобильной дороги М-11/Е 85 граница Литовской Республики (Бенякони)-Лида-Слоним-Бытень».

  • Заказчик: РУП автомобильных дорог «Минскавтодор-Центр».
  • Подрядчик: ОАО «Мостострой».
  • Проектировщик: ГП «Белгипродор».

При производстве работ по демонтажу слоев мостового полотна произошло неконтролируемое обрушение руслового пролетного строения. Пострадало 3 человека

Сталежелезобетонное пролетное строение существующего моста (существующий мост подлежит полной разборке в соответствии с проектом) в части пролетов 4-6 было демонтировано полностью до момента аварии, пролет 3-4 с железобетонными плитами обрушился. Работы производились ОАО «Мостострой» филиалом МСУ-3 с отступлением от проекта организации строительства (произведена разборка металлической части сталежелезобетонного пролетного строения в пролетах 4-6 до полной разборки железобетонных плит мостового полотна).

Точные причины и условия произошедшего установлены после получения результатов строительно-технической экспертизы. В период с 07 по 08 января 2024г., в нарушение требований проектной документации, выполнялся демонтаж главных балок в пролетах 5-6 и 4-5 до удаления конструкций мостового полотна и ж/б плит в пролете 3-4. В отличие от утвержденного филиалом МСУ-3 проекта производства работ демонтаж ж/б плит в пролете 3-4 выполнялся не путем канатной резки, а с помощью экскаватора весом 32 тонны.

Строительные работы на объекте завершены. В соответствии с письмом Следственного комитета Республики Беларусь Управление по Гродненской области оснований для препятствования приемке указанного объекта не имеется.