Департаментом контроля и надзора за строительством и его инспекциями (далее - Госстройнадзор) проводится постоянная работа по осуществлению функций государственного строительного надзора на подконтрольных объектах.
В Республике Беларусь по состоянию на 31 декабря 2018 г. велось строительство на 11 025 объектах различного назначения.
За отчетный период инспекциями Госстройнадзора по 8 679 объектам направлены извещения о регистрации (принятии на учет) объектов на основании уведомлений о начале производства (возобновления) строительно-монтажных работ на объектах строительства или выданы (продлены) разрешения на производство строительно-монтажных работ.
В 2018 году изменились формы и методы надзорной деятельности, которая в первую очередь была направлена на повышение сознательности, дисциплины и культуры в сфере строительства. Инспекции проводят больше профилактической и разъяснительной работы в форме мониторингов, рекомендаций по устранению и недопущению несоответствий, выявленных в результате мониторингов, а также семинаров-совещаний, круглых столов.
В ходе осуществления контроля на поднадзорных объектах строительства инспекциями Госстройнадзора в 2018 году проведено 22 982 посещения объектов.
В результате надзорной деятельности выявлены факты самовольного выполнения строительно-монтажных работ на 42 объектах.
В процессе осуществления контрольных функций на 6 551 строящемся объекте выявлено 123 610 дефектов и нарушений, в том числе значительных - 66 105. В связи с выявлением дефектов, которые могли повлиять на развитие аварийных ситуаций, на 55 объектах выполнение строительно-монтажных работ было приостановлено. Выдано 12 473 рекомендации и предписания.
За нарушения законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в 2018 году инспекциями Госстройнадзора привлечено к административной ответственности 3 092 физических и юридических лица, с которых взыскано 388,594 тыс. руб. штрафных санкций.
В 2018 году выданы заключения о соответствии проектной документации требованиям безопасности и эксплуатационной надежности по 5 263 принимаемым в эксплуатацию объектам, в том числе по 1 628 объектам жилищного строительства (возведения, реконструкции, реставрации, благоустройства, капитального ремонта). Выдано 1 218 мотивированных отказов, в том числе 360 - по объектам жилищного строительства.
В связи с систематическим нарушением требований законодательства в строительстве в 2018 году инспекциями Госстройнадзора было направлено:
- в адрес Минстройархитектуры 24 представления о прекращении действия квалификационных аттестатов, 1 представление о прекращении действия аттестата соответствия, 8 представлений о проведении внеочередной аттестации;
- в органы по сертификации направлены материалы с предложениями о приостановлении действия 30 сертификатов соответствия на виды работ, 26 сертификатов соответствия на системы менеджмента качества, 31 свидетельства о технической компетентности систем производственного контроля.
По результатам рассмотрения было приостановлено (отменено, аннулировано) действие 15 сертификатов соответствия на виды работ, 4 сертификатов соответствия на системы менеджмента качества, 11 свидетельств о технической компетентности.
Госстройнадзором постоянно принимаются меры по обеспечению участниками строительства наведения порядка и должной организации работ на строительных площадках, систематически проводится мониторинг соблюдения требований технических нормативных правовых актов (ТНПА) по их содержанию на подконтрольных объектах.
Инспекциями Госстройнадзора посещено 7 037 строительных площадок во всех регионах республики. Установленным требованиям по их содержанию не соответствовало 65 %. По фактам выявленных нарушений выдано 7 648 рекомендаций и предписаний. На 3 объектах приостанавливалось выполнение строительно-монтажных работ. К административной ответственности привлечено 1 135 должностных лиц.
В течение 2018 года Госстройнадзором продолжилась плановая работа по разработке, рассмотрению и согласованию проектов нормативных правовых актов, ТНПА, нормативных и методических документов в области строительства.
Всего было рассмотрено 183 проекта нормативных правовых актов, в том числе 30 проектов ТНПА.
Работа по совершенствованию нормативной правовой базы в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в том числе в части регулирования деятельности органов государственного строительного надзора, велась в рамках реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. N° 7 «О развитии предпринимательства» и Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности».
Внесены изменения в Положение о Департаменте контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 981 (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2018 г. № 126 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. Na 981»).
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 мая 2018 г. № 343 «О порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ» утверждено Положение о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ.
В нем определен порядок направления уведомлений, который заменил собой ранее действовавший заявительный порядок начала производства строительно-монтажных работ. Теперь до начала производства строительно-монтажных работ субъекты хозяйствования уведомляют о своих намерениях инспекции Госстройнадзора заказным почтовым отправлением или электронным документом. При этом обязательно наличие положительного заключения госэкспертизы по проекту, если он подлежит этой процедуре.
В I квартале 2019 г. субъекты хозяйствования получат еще один канал для направления уведомлений - через интернет-портал органов Госстройнадзора (dkns.by).
Уведомительный порядок позволяет участникам строительства своевременно принимать решения в сфере их деятельности, сократить временные и трудовые затраты, а также исключает для субъектов хозяйствования необходимость посещать органы Госстройнадзора.
Всего с момента введения данного порядка в республике зарегистрировано и поставлено на учет более 6 тысяч объектов строительства.
Специалисты Госстройнадзора также принимали участие в работе научно-технических советов, общественно-консультативного совета Минстройархитектуры для общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, Республиканского архитектурно-градостроительного Совета, а также в научно-практических конференциях и семинарах по различным вопросам строительной деятельности.
В 2018 году прошли повышение квалификации в Белорусском государственном институте повышения квалификации и переподготовки кадров по стандартизации, метрологии и управлению качеством и были аттестованы 60 государственных строительных инспекторов, в том числе 3 руководителя инспекций Госстройнадзора по областям и г. Минску - главные государственные строительные инспекторы по Брестской, Гомельской областям и по г. Минску.
Одновременно Госстройнадзором ведется работа по внедрению в инспекциях ГОСТ ISO/IEC 17020-2013, устанавливающего идентичные международным требования к инспекционным органам, и последующей аккредитации в Национальной системе аккредитации. Данный шаг позволит унифицировать деятельность региональных инспекций, обеспечить единообразие проводимых ими действий и процедур, повысить доверие к получаемым результатам. Специализированная инспекция и инспекция Госстройнадзора по г. Минску уже внедрили данный стандарт и получили соответствующие аттестаты аккредитации в 2018 году. Остальные инспекции завершат эту работу в I полугодии 2019 г.