Более трех лет назад с вступлением в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года №7 «О развитии предпринимательства» была либерализирована деятельность органов Госстройнадзора в части отмены выдачи разрешений на строительство, которые выдавались в период СССР и после создания независимой Республики Беларусь в 1992 году.
В целях развития предпринимательской инициативы, стимулирования деловой активности определены основные принципы бизнеса:
- презумпции добросовестности субъектов хозяйствования;
- саморегулирования бизнеса и минимизации вмешательства государственных органов, их должностных лиц в предпринимательскую и иную экономическую деятельность (далее - экономическая деятельность) субъектов хозяйствования;
- сочетания заявительного принципа государственной регистрации субъектов хозяйствования и уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов экономической деятельности;
- необходимости получения специального разрешения (лицензии) только для осуществления экономической деятельности, потенциально сопряженной с угрозами причинения вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан;
- приоритетной направленности работы контролирующих (надзорных) органов на профилактику правонарушений, а не исключительно на привлечение к ответственности за совершенные субъектами хозяйствования нарушения;
- персонализации ответственности руководителя за надлежащую организацию деятельности субъекта хозяйствования, исключающую причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан;
- соразмерности наказания характеру совершенного субъектом хозяйствования правонарушения и наступившим в результате его совершения последствиям;
- максимального использования информационных технологий во всех процессах взаимодействия государственных органов, их должностных лиц и субъектов хозяйствования;
- открытости и доступности для субъектов хозяйствования текстов нормативных правовых актов, в том числе текстов, обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия осуществления экономической деятельности.
Однако время показало, что в сфере строительного бизнеса в целях получения максимальных прибылей, снижения себестоимости затрат и сроков строительства застройщики и участники строительства допускают грубые нарушения законодательства в строительстве и ставят под угрозу безопасность возводимых объектов, а также интересы граждан - участников долевого строительства.
К таким объектам, расположенным в городе Минске, относятся:
- "Строительство многофункционального комплекса в г. Минске в границах ул. Филимонова - просп. Независимости - ул. Макаенка".
- "Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенными объектам и торгово-общественного назначения по ул. Купревича".
- "Спортивно-оздоровительный и торгово-развлекательный центр на пересечении ул. Казимировской – ул. Каменногорской в г. Минске".
- "Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями по пр. Дзержинского".
Указанные объекты возводились с отклонениями от утвержденной проектной документации и были приостановлены инспекцией Госстройнадзора.
Заключение Госстройнадзора о соответствии выполненных строительно-монтажных работ утвержденной проектной документации по указанным объектам выдано не будет.
На примерах не приходится говорить о персонализации ответственности руководителя за надлежащую организацию деятельности субъекта хозяйствования, исключающую причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан.