Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по г. Минску

Горячая линия:+375 17 337-39-85
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Минской области

Горячая линия: +375 17 200-80-61 
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Гомельской области

Горячая линия: +375 23 234-51-74
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Витебской области

Горячая линия: +375 21 262-68-83 
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Брестской области

Горячая линия: +375 16 21-47-80
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Гродненской области

Горячая линия: +375 15 274-34-15
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Могилевской области

Горячая линия: +375 22 231-03-62 
Подробнее

Специализированая инспекция Департамента
контроля и надзора за строительством

Горячая линия: +375 17 361-00-71
Подробнее

В настоящее время в Республике Беларусь Указом Главы государства от 05.06.2019 № 217 «О строительных нормах и правилах» вводятся в действие строительные нормы и строительные правила, которые разрабатываются в целях создания в стране прогрессивной системы технического нормирования.

Указом определено, что строительные нормы Беларуси (СНБ) — это требования в области безопасности зданий и сооружений, предназначенные для обязательного применения, а строительные правила Беларуси (СПБ) — это способы достижения строительных норм и будут применяться на добровольной основе.

Технические нормативные правовые акты иных государственных органов в части, устанавливающей обязательные требования при проектировании и строительстве объектов, подлежат признанию утратившими силу после введения в действие СНБ и СПБ.

В данной статье рассмотрим принципы и особенности технического регулирования в строительстве характерные для разных стран и регионов мира.

В Республике Казахстан (РК) действуют: обязательные строительные нормы СН РК, СНиП РК, СП добровольного применения и другие. При этом в нормативной базе Казахстана отсутствуют дублирования и противоречия в документах, содержащих обязательные и добровольные требования к проектированию и строительству объектов капитального строительства, поскольку все пожарные и санитарно-эпидемиологические требования разрабатывает одна организация – АО «Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры», который является подведомственной организацией Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

В Китайской народной Республике (КНР) существуют обязательные коды (нормы, стандарты GB), которые утверждаются Министерством жилья, городского и сельского строительства КНР, а также добровольные стандарты, отраслевые стандарты (утверждаются Национальным органом по стандартизации), локальные стандарты (их утверждают органы местного самоуправления, находящихся непосредственно в ведении центрального правительства, в этих стандартах установлены климатические и сейсмические особенности), а также стандарты ассоциаций и предприятий.

Обязательные коды, утверждаемые Министерством жилья, устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям (включая пожарные и санитарно-эпидемиологические требования), а также процессам планирования, проектирования, строительства и приемки.

В Европейском cоюзе действует регламент ЕС 305/2011 «Об установлении гармонизированных условий для распространения на рынке ЕС строительной продукции», который заменил собой Директиву о строительной продукции 89/106/EEC, аннулированную 01.07.2013. Регламент ЕС 305/2011 не является техническим регламентом о безопасности продукции, он формирует условия для размещения на рынке строительных материалов путем установления гармонизированных правил о подтверждении соответствия основных характеристик строительных материалов и использовании на этих материалах маркировки.

В регламенте ЕС 305/2011 приводится семь базовых требований к строительным сооружениям:

  • механическая прочность и устойчивость;
  • безопасность в случае пожара;
  • гигиена, здоровье и защита окружающей среды;
  • безопасность и доступность при использовании;
  • защита от шума;
  • энергоэффективность и теплоизоляция;
  • устойчивость использование природных ресурсов.

При этом развитие данных требований в рамках регионального законодательства отсутствует, такие требования установлены уже нормативно-правовыми актами стран Евросоюза.

В Великобритании строительные нормы обязательного применения предписывают процедуры, которые должны соблюдаться при проектировании и строительстве, а также устанавливают минимальные требования к конкретным аспектам проектирования и строительства зданий.

Строительные нормы охватывают все аспекты строительства, включая основания и фундаменты, несущие конструкции, пожарную безопасность, санитарно-эпидемиологическую безопасность, вопросы энергосбережения и многое другое.

Периодичность пересмотра строительных норм составляет 3 года.

Помимо строительных норм также применяются другие документы –

«одобренные стандарты» и «нормативные пособия». Закон о строительстве устанавливает статус «одобренных стандартов» и «нормативных пособий», в которых содержатся общие указания о том, как конкретные аспекты проектирования зданий и строительства могут соответствовать строительным нормам. Почти все «одобренные стандарты» допускают альтернативные решения.

В Финляндской Республике Министерство окружающей среды, энергетики и жилищной политики утверждает постановления Министерства, в которых установлены обязательные требования к зданиям и сооружениям (строительные нормы). Дублирований и противоречий нет, так как нормы в области механической, пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности устанавливает одно Министерство.

В Японии действуют следующие законы:

  • Закон о строительном нормировании (BSL) – закон/акт, изданный Правительством, в котором отражены основные полномочия и требования, связанные со строительным контролем в Японии и включены пожарные и санитарно-гигиенические требования к зданиям и сооружениям;
  • исполнительное распоряжение о соблюдении закона о строительном нормировании (BSLEO) – содержит 24 главы, а также приложение к нему, где каждая глава имеет серию статей, касающихся технических или предписывающих требований к постройкам, зонированию и строительству, в которых содержатся ссылки на BSL;
  • исполнительный регламент о соблюдении закона о строительном нормировании – предусматривает административные правила, процедуры и инструкции для обеспечения соответствия с BSL и BSLEO, в некоторых разделах есть ссылки на BSL и BSLEO.

Также, существует Закон о городском планировании (CPL) – закон, изданный Правительством, содержащий основные полномочия и обязанности, связанные с городским планированием.

Японский Институт стандартов (JIS) разрабатывает добровольные стандарты и, если в BSL содержатся ссылки на них, они становятся обязательными.

В 2020 году Гонконг занял 1 место в рейтинге Doing Business Report по выдаче разрешения на строительство.

В Гонконге действует постановление Правительства САР Гонконга (The Buildings Ordinance), а в его развитие – своды правил, пособия и стандарты, часть из которых являются обязательными.

Большинство стандартов ссылаются на стандарты Австралии и Новой Зеландии AS/NZ, международные стандарты ASTM, стандарты ACI, стандарты AISC, китайские стандарты GB и YB, японские стандарты JIS, британские стандарты BS, ИСО и стандарты Института стальных конструкций SCI Великобритании, американские нормы ASHRAE и др.

 

Таким образом можно сделать вывод, что в подавляющем большинстве рассмотренных стран требования безопасности зданий и сооружений, помимо технического регламента либо иного законодательного акта, устанавливаются в документах обязательного применения. В разных странах эти документы имеют разную форму (строительные нормы, правила, коды, кодексы и другие), но все они направлены на решение одних и тех же задач безопасности в строительстве.

Добровольные документы различных видов (стандарты, своды правил и другие) применяются в рамках требований обязательных национальных строительных норм, а обязательные требования – ко всем видам безопасности, включая пожарную и санитарно-эпидемиологическую безопасность, утверждаются единым органом, как правило, Министерством строительства рассмотренных стран.