Сегодня Белорусская железная дорога — это лидер национальной системы перевозок. Являясь одним из важнейших транспортных комплексов страны, в настоящее время она успешно развивается и обеспечивает в Беларуси около 63% грузооборота всех видов транспорта общего пользования и около 33% пассажирооборота.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.04.2016 № 345 утверждена Государственная программа развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016—2020 годы, которой предусмотрена подпрограмма «Развитие железнодорожного транспорта Республики Беларусь».
Основными направлениями подпрограммы являются:
- развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта;
- электрификация железнодорожных линий;
- приобретение тягового и моторвагонного подвижного состава;
- развитие пассажирских перевозок;
- энергосбережение и увеличение доли местных видов энергоресурсов в котельно-печном топливе;
- реализация мероприятий, направленных на модернизацию подвижного состава и повышение эффективности функционирования железнодорожного транспорта.
Реализация этих проектов осуществляется в тесном взаимодействии Заказчика, Подрядчиков и специализированной инспекции департамента контроля и надзора за строительством. Всего на учете в специализированной инспекции в период с 2016 по 2020 находилось более 160 объектов Белорусской железной дороги. В 1 полугодии текущего года в адрес участников строительства было выдано 45 предписаний и рекомендаций.
Это разноплановые объекты модернизации, реконструкции, капитального ремонта инфраструктуры и путевого хозяйства. Выполнения работ по электрификации и автоматизации.
Как один из примеров можно отметить, в конце 2019 года выдано заключение по объекту «Строительство здания центра управления перевозками Белорусской железной дороги по пер. Стекольному с устройством автоматизированной системы планирования и управления движением поездов». Объект возводился для размещения Центра управления перевозками (ЦУП) Белорусской железой дороги. Именно отсюда осуществляется управление движением поездов и электропитанием на всей территории Беларуси.
Вторым из важнейших направлений надзорной деятельности инспекции являются искусственнее сооружения на железных дорогах общего пользования и ж/д пути.
Из наиболее значимых объектов в 2020 году можно отметить: «Капитальный ремонт металлического моста через р.Горынь на 149 км участка Сарны – Горынь»; «Железнодорожный мост через р. Березина на 36 км участка Жлобин – Калинковичи», «Капитальный ремонт железнодорожного моста через реку Неман в г. Гродно на 142 км перегона Гродно – Лососно», «Ремонт железнодорожного моста 938 км участка Барановичи – Брест». Это так называемые большие мосты протяженностью более 100м. При ремонте данных сооружений применяются технологии ранее не имевшие широкого распространения на территории Республики Беларусь, как пример, устройство прокладного слоя на смесях типа «Эмако» без балластного мостового полотна на железобетонных плитах.
Благодаря совместным усилиям участников строительства по выявлению и устранению допущенных при выполнении работ дефектов обеспечивается эксплуатационная надежность и безопасность объектов.