В Республике Беларусь широко применяется строительство жилых домов, административных зданий, объектов торгового и промышленного назначения с устройством монолитного каркаса и монолитных плит перекрытий.
Для примера только в городе Минске в настоящее время возводится 56 жилых домов с монолитным каркасом.
Одним из важнейших этапов возведение каркасных монолитных зданий являются опалубочные работы.
Строительство монолитных каркасных зданий регламентировано ТКП 45-1.03-314-2018 «Возведение строительных конструкций зданий и сооружений», СТБ 1110 «Опалубочные системы», ТКП 45-1.01-159-2009 «Строительство. Технологическая документация при производстве строительно-монтажных работ. Состав, порядок разработки, согласования и утверждения технологических карт».
В августе текущего года будут введены в действие новые строительные нормы СН 1.03.01-2019 «Возведение строительных конструкций зданий и сооружений».
Госстройнадзором в 2020 году выявлено 3473 значительных дефектов при устройстве монолитных бетонных конструкций (3,69% от общего количества выявленных дефектов), в том числе 307 дефектов по опалубочным работам. На трех объектах в городе Минске работы по установке опалубки приостановлены.
Нарушения допущены строительными предприятиями ООО «ДомСтройАгент»», ООО «ВСВ-групп», ООО «Монолиттрансстрой».
Наиболее повторяемыми значительными дефектами и нарушениями выявляемыми при установке опалубки для устройства монолитных перекрытий являются следующие:
-на телескопических стойках не устанавливаются треноги.
-элементы опалубки не соответствуют требованиям СТБ 1110 «Опалубочные системы» и СТБ EN 13670-2012 и непригодны для заданного использования.
-опалубка, включая их опоры и основания, неустойчивы к нагрузкам и воздействиям, которым они подвергаются в процессе строительства.
-распалубка производится таким образом, что конструкция подвергается удару, перегрузке или повреждению.
-при снятии нагрузок и демонтаже опалубки допускается падение их элементов.
-последовательность снятия страховочных подпорок и (или) переопирания конструкций на страховочные подпорки не приведена в проекте производства работ.
-при возведении монолитных бетонных и железобетонных конструкций опалубочные работы выполняются не в соответствии с ППР или технологической документацией.
-при возведении монолитных бетонных и железобетонных конструкций применяются опорные элементы опалубки (башни, телескопические стойки, раскосы, клееные опалубочные балки и т. п.), при отсутствии у поставщика или изготовителя паспортных данных по их несущей способности и устойчивости.
-при возведении монолитных бетонных и железобетонных конструкций опорные элементы опалубки, такие как телескопические стойки, опорные башни, балки, тяжи, подкосы и т. п., устанавливаются не в соответствии с ППР.
-при возведении монолитных бетонных и железобетонных конструкций точность установки в проектное положение каждого отдельного элемента не соответствует технической документации на опалубку.
-при возведении монолитных бетонных и железобетонных конструкций отклонение от проектных расстояний между опорами изгибаемых элементов опалубки (балки, прогоны, балки-схватки и т. п.) на 1 м пролета – превышает 25 мм
-при возведении монолитных бетонных и железобетонных конструкций отклонение от проектных расстояний между опорами изгибаемых элементов опалубки (балки, прогоны, балки-схватки и т. п.) – превышает 50 мм на весь пролет
Налицо недоработка инженеров производственного контроля, инженеров технического и авторского надзора, обязанность которых требовать и контролировать выполнения работ по монолитным конструкциям в соответствии с проектом и технологической документацией.