Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по г. Минску

Горячая линия:+375 17 337-39-85 (с 9.00 до 12.00)
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Минской области

Горячая линия: +375 17 200-80-61 
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Гомельской области

Горячая линия: +375 23 234-51-74
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Витебской области

Горячая линия: +375 21 262-68-83 
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Брестской области

Горячая линия: +375 16 21-47-80
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Гродненской области

Горячая линия: +375 15 274-34-15
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Могилевской области

Горячая линия: +375 22 231-03-62 
Подробнее

Специализированая инспекция Департамента
контроля и надзора за строительством

Горячая линия: +375 17 361-00-71
Подробнее

Специализированная инспекция Департамента контроля и надзора за строительством Госстандарта еще в 2018 г. прошла аккредитацию в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь на соответствие ГОСТ ISO/IEC 17020-2013 «Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов, проводящих инспекцию».

Эффективность применения стандарта ГОСТ ISO/IEC 17020-2013 в деятельности Специализированной инспекции Госстройнадзора Республики Беларусь проявляется в систематизации процессов, повышении объективности оценок и снижении количества выявленных нарушений. С момента аккредитации в 2018 году инспекция перешла к формализованному подходу, что позволило упорядочить взаимодействие с заявителями, минимизировать субъективность решений и создать условия для постоянного улучшения деятельности.

Например, количество выявленных дефектов сократилось на 17,4% (с 19 712 в 2019 году до 16 283 в 2024 году), а значительных нарушений - на 32,7%. Это стало возможным благодаря унификации методологии проверок, регламентированной в СТП 01 «Процесс проведения инспекции», где детально описаны этапы подготовки, выполнения и документирования мероприятий.

Рисунок 1.  График снижения количества выявленных дефектов за 2019-2024 после внедрения ГОСТ ISO/IEC 17020-2013

На рисунке 1 представлен график, отражающий динамику снижения количества выявленных дефектов за период с 2019 по 2024 год. Количество значительных дефектов также демонстрирует устойчивую тенденцию к уменьшению, что свидетельствует о повышении качества подготовки объектов к инспекции и улучшении методологии проверок. Почему именно эти показатели были выбраны для анализа? Дело в том, что метрики, связанные с количеством дефектов и мотивированных отказов, напрямую отражают цели стандарта: обеспечение соответствия строительных работ требованиям проектной документации и повышение объективности оценок. Они легко поддаются количественной оценке и являются стандартными для систем менеджмента в области инспекции.

Одним из важных моментов системы менеджмента стало совмещение ее с автоматизированной системой «Республиканский банк данных по Госстройнадзору» и системой электронного документооборота, позволяющей отслеживать статистику, анализировать эффективность корректирующих действий и обеспечивать прозрачность процессов. Например, в 2023 году система позволила сократить сроки рассмотрения обращений граждан на 20%, так как все этапы фиксируются в журналах регистрации. Одновременно количество жалоб на результаты инспекций снизилось на 40% с 2020 по 2024 год, что связано с повышением квалификации инспекторов и четким следованием процедурам, установленным в СТП 02 «Процесс рассмотрения жалоб и апелляций».

Все инспекторы обязаны пройти обучение по стандарту ISO/IEC 17020 и подтвердить компетенцию через аттестацию. Реестр требований к инспекторам устанавливает критерии квалификации, включая образование, опыт работы и прохождение стажировок. Например, в 2023 году 100% сотрудников прошли повторное обучение, что подтверждено протоколами внутренних аудитов (пункт 8.6 ГОСТ ISO/IEC 17020-2013).

На рисунке 2 приведены данные о количестве выданных мотивированных отказов специализированной инспекцией Госстройнадзора за 2019–2024 годы. За указанный период их число сократилось на 25% , что объясняется унификацией критериев оценки и повышением квалификации инспекторов.

Рисунок 2. Количество выданных мотивированных отказов специализированной инспекцией Госстройнадзора за 2019-2024 гг

Особое внимание уделено минимизации коррупционных рисков. В Политике ИО закреплены принципы конфиденциальности и недопустимости давления на инспекторов, а в реестре рисков специализированной инспекции прописаны меры по предотвращению конфликта интересов, включая запрет на аренду помещений у заинтересованных сторон без специальных условий в договоре. Например, в 2024 году все договоры аренды помещений содержали пункт о невмешательстве арендодателя в деятельность инспекции.

Система управления документами и записями, описанная в разделе 8.3–8.4 ГОСТ ISO/IEC 17020-2013, обеспечивает сохранность информации и доступность данных для сотрудников. Все отчеты об инспекциях, включая мотивированные отказы, регистрируются в журналах, а исправления в документах строго контролируются.

Таким образом, внедрение стандарта ГОСТ ISO/IEC 17020-2013 позволило не только повысить эффективность надзора, но и создать устойчивую систему управления, соответствующую международным требованиям. В дальнейшем планируется развитие цифровых инструментов, расширение возможностей анализа данных и усиление роли обратной связи с заявителями через систему жалоб и апелляций.

Применение ГОСТ ISO/IEC 17020-2013 позволяет:

  1. Подтвердить компетентность, независимость и объективность;
  2. Повысить качество инспекции за счет регламентированных процессов;
  3. Аккредитация минимизирует споры и повышает прозрачность оценок;
  4. Участвовать в международных тендерах, где требуется подтверждение компетентности органов инспекции;
  5. Экспортировать продукцию, так как аккредитация упрощает признание результатов проверок в других странах (например, в рамках ЕАЭС или Европейского сотрудничества по аккредитации — EA);
  6. Снизить коррупционные и правовые риски.

 

В завершении хотелось бы привести примеры объектов строительства, надзор на которых осуществляла специализированная инспекция в соответствии с ГОСТ ISO/IEC 17020-2013.

Многофункциональный комплекс на пересечении пр. Независимости и ул. К. Туровского в г.Минске

ПС 110/10/10 кВ «Соломинка» для электроснабжения района многоэтажной жилой застройки "Соломинка-2", г. Могилев

На последнем приведенном объекте применено современное основное и вспомогательное оборудование, позволяющее эксплуатировать ПС 110/10/10 кВ «Соломинка» без постоянного присутствия обслуживающего персонала, все управление осуществляется в автоматическом режиме либо дистанционно. Положительное заключение выдано инспекцией 30.01.2025.