19 декабря 2024 года с участием представителя прокуратуры Минской области в инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по Минской области прошла техническая учеба по следующим вопросам:
- Правовые новации в сфере борьбы с коррупцией
- Предвыборная агитация
По первому вопросу представителем прокуратуры Минской области Улицкой Татьяной Николаевной старшим прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов было отмечено, что своевременное выявление конфликта интересов в деятельности работников государственных органов и организации является одним из ключевых профилактических элементов предотвращения коррупции.
Согласно статье 1 Закона о борьбе с коррупцией конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют, или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).
В соответствии со статьей 6 Закона о борьбе с коррупцией борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.
Вопросы взаимодействия указанных субъектов также регламентированы Положением о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. №644 «Об утверждении Положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией».
Государственные органы и иные организации обязаны передавать государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции (статья 10 Закона о борьбе с коррупцией).
По второму вопросу Татьяной Николаевной было отмечено, что
Выборы президента Республики Беларусь 2025 года — седьмые очередные выборы белорусского президента, которые состоятся 26 января 2025 года.
Агитационный период начинается со дня регистрации кандидата в депутаты и прекращается в ноль часов дня выборов. Агитация в день выборов запрещается.
Формы предвыборной агитации:
- изготовление и распространение агитационных печатных материалов;
- проведение встреч с избирателями в помещениях;
- агитационные массовые мероприятия (собрания вне помещений, пикетирование, митинги);
- выступления в средствах массовой информации;
- иные формы, не запрещенные законодательством.
Финансирование расходов по предвыборной агитации осуществляется за счет средств собственного избирательного фонда каждого кандидата.
Ограничения при проведении предвыборной агитации
Запрещается агитация, при проведении которой:
- осуществляется пропаганда войны, социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду, содержатся призывы к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, оскорбления и клевета в отношении должностных лиц Республики Беларусь, кандидатов в депутаты, а также призывы, побуждающие или имеющие своей целью побуждение к срыву или отмене, или переносу срока выборов, назначенных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
- раздаются денежные средства, подарки и иные материальные ценности, проводится льготная распродажа товаров, бесплатно предоставляются любые услуги и товары, за исключением агитационных печатных материалов, специально изготовленных с соблюдением требований Избирательного кодекса для избирательной кампании.
Проведение массовых мероприятий в уведомительном порядке
Кандидаты в депутаты, их доверенные лица для осуществления предвыборной агитации могут проводить в уведомительном порядке массовые мероприятия (собрания вне помещений, митинги, пикетирование) в местах, определенных местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с соответствующими территориальными, окружными комиссиями. Решения об определении мест для проведения таких мероприятий размещены на официальных интернет-сайтах районных, городских исполнительных комитетов.
Для организации массового мероприятия кандидат в депутаты, доверенное лицо кандидата направляет уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого планируется его проведение (в г. Минске уведомление направляется в Минский городской исполнительный комитет), не позднее чем за два дня до предполагаемой даты проведения мероприятия.
В уведомлении указываются:
- форма массового мероприятия;
- место (места) его проведения;
- дата, время начала и окончания мероприятия;
- фамилия, имя, отчество заявителя;
- сведения о месте жительства заявителя и номер его телефона;
- дата подачи уведомления.
Если в местный исполнительный и распорядительный орган ранее поступило уведомление от другого кандидата в депутаты, доверенного лица о проведении в том же месте и в то же время массового мероприятия и отсутствует договоренность о проведении совместного массового мероприятия, то местный исполнительный и распорядительный орган обязан не позднее чем на следующий день после получения уведомления довести до сведения заявителя предложение об изменении места и (или) времени проведения массового мероприятия.
Массовые мероприятия могут проводиться с 8 до 22 часов.
Обеспечение общественного порядка и безопасности граждан при проведении массового мероприятия возлагается на местный исполнительный и распорядительный орган и органы внутренних дел. Кандидаты, доверенные лица кандидатов обязаны содействовать обеспечению общественного порядка.
Проведение массовых мероприятий в разрешительном порядке
В период выборов массовые мероприятия с целью предвыборной агитации могут также проводиться в разрешительном порядке в следующих случаях:
- если они организуются кандидатами в депутаты либо их доверенными лицами в местах, не относящихся к местам проведения массовых мероприятий в уведомительном порядке;
- если они организуются иными лицами.
Старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов Татьяна Николаевна обратила внимание сотрудников инспекции на необходимость соблюдения Закона Республики Беларусь от 30 декабря 1997 года
№114-З «О массовых мероприятиях» при организации и проведении массовых мероприятий по поддержке кандидатов.