В организациях Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь с 25 ноября по 1 декабря 2024 года объявлена: «Неделя нулевого травматизма».
Целью проведения комплекса мероприятий в рамках «Недели нулевого травматизма» является обеспечение безопасности и здоровья работников на рабочих местах, предотвращение случаев производственного травматизма в организациях путем оперативного выявления нарушений норм охраны труда и применения мер по их устранению, активизация взаимодействия нанимателя и представителей общественного контроля по охране труда. Неделя нулевого травматизма – это новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления: безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства.
В Республике Беларусь 30 декабря 2020 года постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 777 утверждена Государственная программа «Рынок труда и содействие занятости» на 2021 – 2025 годы, которая обеспечивает преемственность целей и направлений социально-экономического развития государства, ориентиров развития социально-трудовой сферы предыдущего пятилетия.
Концепция «нулевого травматизма» включает семь «золотых правил», реализация которых будет содействовать работодателю в снижении показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Следование каждому из этих правил предполагает серьезную организационную работу и применение специального инструментария, позволяющего достичь поставленные цели.
Проведение «Недели нулевого травматизма» в организациях является дополнительным мероприятием к ежедневной работе по охране труда и одним из эффективных способов контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
ОХРАНА ТРУДА, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ
Основные причины несчастных случаев на производстве по завершенным расследованиям: нарушение трудовой дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов по охране труда; личная неосторожность; неприменение выданных средств индивидуальной защиты; нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента; невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда; допуск потерпевших к работе без обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда; неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест; необеспечение потерпевшего средствами индивидуальной защиты и др.
По результатам надзорной деятельности в текущем году наиболее часто выявляются нарушения по вопросам организации и содержанию рабочих мест, зданий, производственной территории; обучения, проверки знаний и инструктирования работников по вопросам охраны труда; обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты; наличия и качественной разработки инструкций по охране труда, а также проведения медицинских осмотров (освидетельствований).
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
По данным ведомственного учета Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, в 2024 году количество пожаров на объектах юридических лиц (без учета пожаров на транспорте) уменьшилось, число погибших от пожаров людей на данных объектах увеличилось, травмированных людей уменьшилось.
Самыми частыми причинами пожаров на объектах юридических лиц являются нарушения производственной и технологической дисциплины, а также причины, связанным с «человеческим фактором»: неосторожное обращение с огнем (в том числе детская шалость с огнем); нарушение правил устройства и эксплуатации электросетей и электрооборудования; нарушение правил устройства и эксплуатации печей, теплогенерирующих агрегатов и устройств; поджог; нарушение технологического регламента (процесса); нарушение противопожарных требований при проведении огневых работ; нарушение правил хранения, использования, изготовления (приготовления) и транспортировки веществ и материалов; нарушение правил эксплуатации газовых устройств и агрегатов.
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
По данным Министерства внутренних дел в 2024 году увеличилось число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий.
Большинство ДТП произошло в Минской области, г. Минске, Брестской области.
ДТП происходили: по вине водителей; по вине лиц, не имеющих прав; по вине водителей всех транспортных, в том числе: водителей мототранспорта, транзитных ТС, велосипедистов, пешеходов, транспорта предприятий, индивидуальных владельцев транспортных средств.
Основные причины ДТП: превышение скорости; неподчинение сигналам, знакам, разметке; нарушение правил маневрирования; нарушение правил проезда пешеходного перехода; выезд на полосу встречного движения; нарушение правил обгона; несоблюдение очередности проезда; техническая неисправность; неудовлетворительное состояние дорог.
Основными административными нарушениями, по которым вступили в законную силу постановления о наложении административных взысканий против безопасности движения и эксплуатации транспорта, являлись: превышение скорости движения; невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других правил дорожного движения (ст.18.13 КоАП); нарушение правил эксплуатации транспортных средств (ст.18.11 КоАП; управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления (ст. 18.14 КоАП); нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства, а также иных правил дорожного движения (ст. 18.18 КоАП); управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования) (ст. 18.15 КоАП); нарушение ПДД, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, оставление места ДТП (ст. 18.16. КоАП).
Составлено по материалам, представленным Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, МВД Республики Беларусь, а также сайтов Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, материалам Интернета из открытых источников