Международная организация труда (МОТ) отмечает 28 апреля Всемирный день охраны труда в целях содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах во всем мире. Эта информационно-разъяснительная кампания призвана привлечь внимание общественности к проблемам в области охраны труда и к росту числа травм, заболеваний и смертельных случаев, связанных с трудовой деятельностью. Во всех регионах мира правительства, профсоюзные организации, организации работодателей и специалисты-практики в области охраны труда организуют мероприятия к Всемирному дню.
Тема Всемирного дня охраны труда в 2021 году: Предвидеть кризис и быть готовым к нему – ИНВЕСТИРОВАТЬ СЕЙЧАС В АДЕКВАТНЫЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА
Пандемия COVID-19 поставила правительства, работодателей, работников и все население в целом перед лицом беспрецедентных вызовов, порожденных этим вирусом и его многочисленными последствиями для сферы труда. Всемирный день охраны труда посвящен стратегиям укрепления национальных систем охраны и безопасности труда (ОБТ) в целях повышения их устойчивости перед лицом как нынешнего, так и будущих кризисов, учитывая уроки прошлого и опыт, накопленный в сфере труда.
Пандемия COVID-19 стала приобретать черты глобального кризиса с начала 2020 года, повсеместно оказывая глубокое влияние. Пандемия затронула практически все аспекты сферы труда, начиная с риска передачи вируса на производстве и заканчивая рисками, касающимися охраны и безопасности труда (ОБТ), которые возникли в результате мер противодействия распространению вируса. Так, переход на новые формы организации труда – например, повсеместное применение удаленного режима работы – принес работникам не только множество новых возможностей, но и потенциальные риски, связанные с ОБТ, в частности, риски психосоциального характера и риски насилия.
Всемирный день охраны труда 2021 посвящен оптимизации элементов системы ОБТ, как это предусмотрено Конвенций 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (№ 187). В докладе к Всемирному дню охраны труда рассматривается, как нынешний кризис высветил важность укреплять системы ОБТ, в том числе медицинские службы, одновременно на национальном уровне и на уровне предприятий.
МОТ использует Всемирный день охраны труда для того, чтобы привлечь внимание к этой теме и стимулировать диалог о значении создания адекватных систем ОБТ и инвестиций в них, привлекая для этого опыт противодействия и предотвращения распространения COVID-19 на производстве, накопленный в различных странах и регионах.
Проблемы, связанные с распространением COVID-19, не обошли и Республику Беларусь. Для минимизации последствий пандемии государством принимались меры по обеспечению занятости и уровня доходов работников, предотвращению распространения COVID-19 на производстве.
Так, в целях минимизации влияния на экономику Республики Беларусь мировой эпидемиологической ситуации Указом Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» нанимателям предоставлено право:
- изменять существенные условия труда работника, за исключением уменьшения размера оплаты труда, в связи с обоснованными причинами неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, предупредив об этом работника письменно не позднее чем за 1 календарный день;
- производить временный перевод, в том числе в другое структурное подразделение, к другому нанимателю в связи с производственной необходимостью, вызванной неблагоприятным воздействием эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, а также для замещения отсутствующего работника без согласия работника на срок до 3 месяцев.
В целях обеспечения бесперебойного функционирования системы здравоохранения в условиях, связанных с инфекциями, Указом Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2020 г. № 131 «О материальном стимулировании работников здравоохранения» установлены ежемесячные надбавки медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с инфекциями.
В условиях преодоления негативных последствий эпидемиологической ситуации, вызванной инфекцией COVID-19, работники отдельных государственных учреждений, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, отделений круглосуточного пребывания территориальных центров социального обслуживания населения, были переведены в 2020 году на режим работы вахтовым методом для обеспечения снижения риска дальнейшего распространения инфекции. Для усиления социальной защищенности указанных работников и мотивации их труда принят Указ Президента Республики Беларусь от 18 мая 2020 г. № 169 «О материальном стимулировании работников организаций, оказывающих социальные услуги», которым предусмотрено установление стимулирующей выплаты – надбавки за работу в условиях преодоления негативных последствий эпидемиологической ситуации.
Указом Президента Республики Беларусь от 28 мая 2020 г. № 178 «О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан» установлены доплаты до размера минимальной заработной платы работникам (за исключением работников бюджетных организаций), не работавшим с 1 мая по 31 июля 2020 г в связи с простоем не по вине работника, а также работникам, которым в этот период устанавливалось по инициативе нанимателя неполное рабочее время. В отношении работников бюджетных организаций Указом Президента Республики Беларусь от 28 мая 2020 г. № 179 «Об оплате труда» установлено, что в аналогичных условиях их заработная плата составляет не менее величины минимальной заработной платы.
С целью исключения распространения коронавирусной инфекции осенью 2020 года были приняты дополнительные меры по сохранению занятости и предотвращению заражения работников на рабочих местах.
Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 512 внесены изменения в Указ № 143. В частности, нанимателям предоставлено право:
- объявлять простой, вызванный неблагоприятным воздействием эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, без ограничения общей продолжительности в течение календарного года. При этом нахождение работника в простое, общая продолжительность которого превышает суммарно шесть месяцев в течение календарного года, является уважительной причиной для досрочного расторжения по требованию работника срочного трудового договора (контракта) в период простоя;
- предоставлять работнику с его согласия отпуск для нахождения в режиме самоизоляции в месте, которое определяется нанимателем. Продолжительность отпуска определяется по соглашению сторон трудового договора. За период отпуска работнику сохраняется заработная плата в размере не ниже установленной тарифной ставки (тарифного оклада), оклада, если иное не установлено коллективным договором, соглашением;
- устанавливать при производстве работы вахтовым методом санитарам (санитаркам) и няням государственных учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, продолжительность выполняемой ими работы сверх продолжительности рабочего времени по основной работе, не превышающую 900 часов в год;
- включать в рабочий год, за который предоставляется трудовой отпуск, время предусмотренных законодательством отпусков без сохранения заработной платы, предоставляемых по инициативе нанимателя, без ограничения их продолжительности;
- освобождать работника от работы в связи с его болезненным состоянием на срок до трех календарных дней суммарно в течение срока действия Указа № 143 без предоставления работником листка нетрудоспособности. Сохранение среднего заработка за период освобождения от работы может быть предусмотрено коллективным договором, иным локальным правовым актом организации, за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.
Принимались и другие меры по минимизации рисков распространения COVID-19.
Были внесены коррективы и в организацию работы по охране труда.
С учетом эпидемиологической ситуации в 2020 году изменился формат проводимой в республике работы по обучению и повышению квалификации работников по вопросам охраны труда, пропаганде безопасных приемов и методов работы. Акцент сделан на проведение разъяснительной работы посредством участия в информационно-консультационных вебинарах, размещения информации на интернет-сайте органов государственного управления, средствах массовой информации.
С целью привлечения внимания общественности к вопросам охраны труда проводилась работа по размещению соответствующей социальной рекламы в виде плакатов, баннеров и лент-растяжек, в том числе на транспортных средствах. Использовались и другие способы ее размещения, в том числе путем трансляции роликов по охране труда по видеотерминалам общественного транспорта, телевидению, на электронно-информационных табло в местах массового пребывания граждан, а также в глобальной компьютерной сети Интернет.
В целях снижения риска распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, приняты постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2020 г. № 345 «О продлении срока действия удостоверений» и от 2 декабря 2020 г. № 687 «О документах, срок действия по которым продлевается», а также Минтруда и соцзащиты от 24 июня 2020 г. № 60 и от 11 декабря 2020 г. № 105, которыми продлен срок прохождения периодической проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций в комиссиях вышестоящих органов управления.
Учреждения образования активно внедряли дистанционные формы подготовки и повышения квалификации по вопросам охраны труда.
В целом работа по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, несмотря на риски связанные с распространением COVID-19, носила системный характер. Органами государственного управления обеспечено функционирование отраслевых и территориальных систем управления охраной труда, предусматривающих в том числе взаимодействие в области охраны труда с подчиненными организациями и организациями, расположенными на подведомственной территории.
Для оперативного оказания руководителям и специалистам организаций агропромышленного комплекса, организаций, выполняющих строительные и строительно-монтажные работы, а также в иных сферах деятельности практической и методической помощи в обеспечении безопасности труда при организации и проведении работ в 2020 году продолжили свою работу 136 мобильных групп, созданных местными органами власти. Ими проведено 11,6 тыс. обследований, в ходе которых нанимателям рекомендовано устранить более 126 тыс. недостатков в обеспечении безопасности работающих.
Продолжена практика такой формы профилактической работы как комплексное проведение мероприятий в рамках года безопасного труда с участием органов государственного управления, профсоюзов и организаций республики. Реализация в 2020 году Плана мероприятий по проведению в Республике Беларусь акции «Год безопасного труда в сельском хозяйстве» позволила по сравнению с 2019 годом уменьшить число работников сельскохозяйственных организаций, погибших на производстве, на 20 процентов.
В результате принятых заинтересованными мер в 2020 году снизился уровень производственного травматизма. Так, в результате несчастных случаев на производстве в 2020 году травмировано 1889 работающих против 2042 в 2019 году, из них погибло на производстве 139 человек (в 2019 году – 141).
Среди пострадавших на производстве 1475 мужчин (78,1 процента) и 414 женщин (21,9 процента), в 2019 году – соответственно 1534 (75,1 процента) и 508 (24,9 процента). Из 139 работающих, погибших на производстве в 2020 году, 131 мужчина (94,2 процента) и 8 женщин (5,8 процента), в 2019 году – соответственно 131 (92,9 процента) и 10 (7,1 процента). В 2020 году в результате несчастных случаев на производстве пострадало 5 работающих в возрасте моложе 18 лет, один из которых погиб (в 2019 году соответственно – 12 человек, гибели не допущено).
Следует отметить, что удельный вес количества погибших в результате несчастных случаев на производстве в сравнении с общим количеством лиц, погибших от внешних причин, не превышает 3 процентов.
В 2020 году в результате несчастных случаев на производстве потеряно 72,9 тыс. человеко-дней (в 2019 году – 79,4). Выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили свыше 137 млн. рублей (в 2019 году - 126,5 млн. рублей). При этом более 90 процентов указанных выплат составляют ежемесячные страховые выплаты.
Суммарные затраты государства от производственного травматизма, составили 219,8 млн. рублей.
Вследствие несчастных случаев на производстве в 2020 году инвалидами признано 123 человека, 200 – установлен процент утраты трудоспособности без установления инвалидности.
Коэффициент частоты производственного травматизма (численность потерпевших на производстве в расчете на 100 тысяч застрахованных по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) в 2020 году составил 49,1 (в 2019 году – 51,8), коэффициент частоты смертельного травмирования, как и в 2019 году составил 3,6. Коэффициента частоты производственного травматизма в разрезе регионов представлены на рисунке 2.
Наибольший удельный вес среди пострадавших в 2020 году в результате несчастных случаев на производстве составили работающие в возрастном диапазоне «51 – 60 лет (включительно)» (таблица 1).
Анализ показывает, что чаще гибнут на производстве работники, имеющие стаж работы по профессии менее 5 лет, при этом каждый пятый погибший, на момент травмирования имел стаж работы по специальности менее одного года (рисунок 3).
В 2020 году риску травмирования и гибели на производстве наиболее подвергались работники следующих профессий: водители автомобилей, слесари, животноводы и подсобные рабочие, трактористы (таблица 2).
Мониторинг производственного травматизма показал, что основными факторами травмирования работников на производстве в 2020 году явились воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей, а также падение потерпевшего во время передвижения и с высоты. Удельный вес травмированных на производстве и погибших в 2020 и 2019 годах в организациях республики по основным видам происшествий приведен в таблице 3.
Анализ завершенных расследований несчастных случаев на производстве свидетельствует, что большинство подобных происшествий обусловлено неисполнением работодателями и (или) самими работающими требований охраны труда, причем это характерно для организаций всех форм собственности (рисунок 4).
Детализация причин производственного травматизма свидетельствует о том, что в 2020 году по сравнению с 2019 годом они по своему характеру существенно не изменились (таблица 4). Преобладающими по-прежнему остаются нарушения требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов по охране труда и невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда.
Значительным остается удельный вес причин, обусловленных действиями самих потерпевших, в частности нарушение ими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда, нахождение их в состоянии алкогольного опьянения. По данным Департамента в 2020 году среди погибших на производстве в состоянии алкогольного опьянения находилось 26 человек (18,7 процента от общего числа погибших на производстве), в 2019 году – 23 человека (16,3 процента).
Таким образом, для дальнейшего снижения уровня производственного травматизма первоочередными задачами являются укрепление трудовой и производственной дисциплины в организациях, а также обеспечение эффективного контроля за ее соблюдением.
Обеспечение охраны труда – это повседневная работа, и только при наличии глубокого внутреннего убеждения руководителя организации, иных должностных лиц, работников в том, что это важный элемент культуры управления, который обязательно принесет свои дивиденды, можно вывести работу по охране труда на новый качественный уровень.
В последние годы организации стали больше уделять внимания внедрению новых форм и методов профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Использование положительного международного опыта в вопросах охраны труда несет в себе большой потенциал. Существенный положительный вклад в продвижение вопросов охраны труда вносит применение в организациях нашей страны принципов Концепции «Нулевого травматизма», разработанной Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО).