Международная организация труда (МОТ) отмечает 28 апреля Всемирный день охраны труда в целях содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах во всем мире. Эта информационно-разъяснительная кампания призвана привлечь внимание общественности к проблемам в области охраны труда и к росту числа травм, заболеваний и смертельных случаев, связанных с трудовой деятельностью. Во всех регионах мира правительства, профсоюзные организации, организации работодателей и специалисты-практики в области охраны труда организуют мероприятия к Всемирному дню.
Тема Всемирного дня охраны труда в 2021 году: Предвидеть кризис и быть готовым к нему – ИНВЕСТИРОВАТЬ СЕЙЧАС В АДЕКВАТНЫЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА
Пандемия COVID-19 поставила правительства, работодателей, работников и все население в целом перед лицом беспрецедентных вызовов, порожденных этим вирусом и его многочисленными последствиями для сферы труда. Всемирный день охраны труда посвящен стратегиям укрепления национальных систем охраны и безопасности труда (ОБТ) в целях повышения их устойчивости перед лицом как нынешнего, так и будущих кризисов, учитывая уроки прошлого и опыт, накопленный в сфере труда.
Пандемия COVID-19 стала приобретать черты глобального кризиса с начала 2020 года, повсеместно оказывая глубокое влияние. Пандемия затронула практически все аспекты сферы труда, начиная с риска передачи вируса на производстве и заканчивая рисками, касающимися охраны и безопасности труда (ОБТ), которые возникли в результате мер противодействия распространению вируса. Так, переход на новые формы организации труда – например, повсеместное применение удаленного режима работы – принес работникам не только множество новых возможностей, но и потенциальные риски, связанные с ОБТ, в частности, риски психосоциального характера и риски насилия.
Всемирный день охраны труда 2021 посвящен оптимизации элементов системы ОБТ, как это предусмотрено Конвенций 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (№ 187). В докладе к Всемирному дню охраны труда рассматривается, как нынешний кризис высветил важность укреплять системы ОБТ, в том числе медицинские службы, одновременно на национальном уровне и на уровне предприятий.
МОТ использует Всемирный день охраны труда для того, чтобы привлечь внимание к этой теме и стимулировать диалог о значении создания адекватных систем ОБТ и инвестиций в них, привлекая для этого опыт противодействия и предотвращения распространения COVID-19 на производстве, накопленный в различных странах и регионах.
Проблемы, связанные с распространением COVID-19, не обошли и Республику Беларусь. Для минимизации последствий пандемии государством принимались меры по обеспечению занятости и уровня доходов работников, предотвращению распространения COVID-19 на производстве.
Так, в целях минимизации влияния на экономику Республики Беларусь мировой эпидемиологической ситуации Указом Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» нанимателям предоставлено право:
- изменять существенные условия труда работника, за исключением уменьшения размера оплаты труда, в связи с обоснованными причинами неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, предупредив об этом работника письменно не позднее чем за 1 календарный день;
- производить временный перевод, в том числе в другое структурное подразделение, к другому нанимателю в связи с производственной необходимостью, вызванной неблагоприятным воздействием эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, а также для замещения отсутствующего работника без согласия работника на срок до 3 месяцев.
В целях обеспечения бесперебойного функционирования системы здравоохранения в условиях, связанных с инфекциями, Указом Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2020 г. № 131 «О материальном стимулировании работников здравоохранения» установлены ежемесячные надбавки медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с инфекциями.
В условиях преодоления негативных последствий эпидемиологической ситуации, вызванной инфекцией COVID-19, работники отдельных государственных учреждений, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, отделений круглосуточного пребывания территориальных центров социального обслуживания населения, были переведены в 2020 году на режим работы вахтовым методом для обеспечения снижения риска дальнейшего распространения инфекции. Для усиления социальной защищенности указанных работников и мотивации их труда принят Указ Президента Республики Беларусь от 18 мая 2020 г. № 169 «О материальном стимулировании работников организаций, оказывающих социальные услуги», которым предусмотрено установление стимулирующей выплаты – надбавки за работу в условиях преодоления негативных последствий эпидемиологической ситуации.
Указом Президента Республики Беларусь от 28 мая 2020 г. № 178 «О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан» установлены доплаты до размера минимальной заработной платы работникам (за исключением работников бюджетных организаций), не работавшим с 1 мая по 31 июля 2020 г в связи с простоем не по вине работника, а также работникам, которым в этот период устанавливалось по инициативе нанимателя неполное рабочее время. В отношении работников бюджетных организаций Указом Президента Республики Беларусь от 28 мая 2020 г. № 179 «Об оплате труда» установлено, что в аналогичных условиях их заработная плата составляет не менее величины минимальной заработной платы.
С целью исключения распространения коронавирусной инфекции осенью 2020 года были приняты дополнительные меры по сохранению занятости и предотвращению заражения работников на рабочих местах.
Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 512 внесены изменения в Указ № 143. В частности, нанимателям предоставлено право:
- объявлять простой, вызванный неблагоприятным воздействием эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, без ограничения общей продолжительности в течение календарного года. При этом нахождение работника в простое, общая продолжительность которого превышает суммарно шесть месяцев в течение календарного года, является уважительной причиной для досрочного расторжения по требованию работника срочного трудового договора (контракта) в период простоя;
- предоставлять работнику с его согласия отпуск для нахождения в режиме самоизоляции в месте, которое определяется нанимателем. Продолжительность отпуска определяется по соглашению сторон трудового договора. За период отпуска работнику сохраняется заработная плата в размере не ниже установленной тарифной ставки (тарифного оклада), оклада, если иное не установлено коллективным договором, соглашением;
- устанавливать при производстве работы вахтовым методом санитарам (санитаркам) и няням государственных учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, продолжительность выполняемой ими работы сверх продолжительности рабочего времени по основной работе, не превышающую 900 часов в год;
- включать в рабочий год, за который предоставляется трудовой отпуск, время предусмотренных законодательством отпусков без сохранения заработной платы, предоставляемых по инициативе нанимателя, без ограничения их продолжительности;
- освобождать работника от работы в связи с его болезненным состоянием на срок до трех календарных дней суммарно в течение срока действия Указа № 143 без предоставления работником листка нетрудоспособности. Сохранение среднего заработка за период освобождения от работы может быть предусмотрено коллективным договором, иным локальным правовым актом организации, за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.
Принимались и другие меры по минимизации рисков распространения COVID-19.
Были внесены коррективы и в организацию работы по охране труда.
С учетом эпидемиологической ситуации в 2020 году изменился формат проводимой в республике работы по обучению и повышению квалификации работников по вопросам охраны труда, пропаганде безопасных приемов и методов работы. Акцент сделан на проведение разъяснительной работы посредством участия в информационно-консультационных вебинарах, размещения информации на интернет-сайте органов государственного управления, средствах массовой информации.
С целью привлечения внимания общественности к вопросам охраны труда проводилась работа по размещению соответствующей социальной рекламы в виде плакатов, баннеров и лент-растяжек, в том числе на транспортных средствах. Использовались и другие способы ее размещения, в том числе путем трансляции роликов по охране труда по видеотерминалам общественного транспорта, телевидению, на электронно-информационных табло в местах массового пребывания граждан, а также в глобальной компьютерной сети Интернет.
В целях снижения риска распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, приняты постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2020 г. № 345 «О продлении срока действия удостоверений» и от 2 декабря 2020 г. № 687 «О документах, срок действия по которым продлевается», а также Минтруда и соцзащиты от 24 июня 2020 г. № 60 и от 11 декабря 2020 г. № 105, которыми продлен срок прохождения периодической проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций в комиссиях вышестоящих органов управления.
Учреждения образования активно внедряли дистанционные формы подготовки и повышения квалификации по вопросам охраны труда.
В целом работа по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, несмотря на риски связанные с распространением COVID-19, носила системный характер. Органами государственного управления обеспечено функционирование отраслевых и территориальных систем управления охраной труда, предусматривающих в том числе взаимодействие в области охраны труда с подчиненными организациями и организациями, расположенными на подведомственной территории.
Для оперативного оказания руководителям и специалистам организаций агропромышленного комплекса, организаций, выполняющих строительные и строительно-монтажные работы, а также в иных сферах деятельности практической и методической помощи в обеспечении безопасности труда при организации и проведении работ в 2020 году продолжили свою работу 136 мобильных групп, созданных местными органами власти. Ими проведено 11,6 тыс. обследований, в ходе которых нанимателям рекомендовано устранить более 126 тыс. недостатков в обеспечении безопасности работающих.
Продолжена практика такой формы профилактической работы как комплексное проведение мероприятий в рамках года безопасного труда с участием органов государственного управления, профсоюзов и организаций республики. Реализация в 2020 году Плана мероприятий по проведению в Республике Беларусь акции «Год безопасного труда в сельском хозяйстве» позволила по сравнению с 2019 годом уменьшить число работников сельскохозяйственных организаций, погибших на производстве, на 20 процентов.
В результате принятых заинтересованными мер в 2020 году снизился уровень производственного травматизма. Так, в результате несчастных случаев на производстве в 2020 году травмировано 1889 работающих против 2042 в 2019 году, из них погибло на производстве 139 человек (в 2019 году – 141).
Среди пострадавших на производстве 1475 мужчин (78,1 процента) и 414 женщин (21,9 процента), в 2019 году – соответственно 1534 (75,1 процента) и 508 (24,9 процента). Из 139 работающих, погибших на производстве в 2020 году, 131 мужчина (94,2 процента) и 8 женщин (5,8 процента), в 2019 году – соответственно 131 (92,9 процента) и 10 (7,1 процента). В 2020 году в результате несчастных случаев на производстве пострадало 5 работающих в возрасте моложе 18 лет, один из которых погиб (в 2019 году соответственно – 12 человек, гибели не допущено).
Следует отметить, что удельный вес количества погибших в результате несчастных случаев на производстве в сравнении с общим количеством лиц, погибших от внешних причин, не превышает 3 процентов.
В 2020 году в результате несчастных случаев на производстве потеряно 72,9 тыс. человеко-дней (в 2019 году – 79,4). Выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили свыше 137 млн. рублей (в 2019 году - 126,5 млн. рублей). При этом более 90 процентов указанных выплат составляют ежемесячные страховые выплаты.
Суммарные затраты государства от производственного травматизма, составили 219,8 млн. рублей.
Вследствие несчастных случаев на производстве в 2020 году инвалидами признано 123 человека, 200 – установлен процент утраты трудоспособности без установления инвалидности.
Коэффициент частоты производственного травматизма (численность потерпевших на производстве в расчете на 100 тысяч застрахованных по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) в 2020 году составил 49,1 (в 2019 году – 51,8), коэффициент частоты смертельного травмирования, как и в 2019 году составил 3,6. Коэффициента частоты производственного травматизма в разрезе регионов представлены на рисунке 2.
Наибольший удельный вес среди пострадавших в 2020 году в результате несчастных случаев на производстве составили работающие в возрастном диапазоне «51 – 60 лет (включительно)» (таблица 1).
Анализ показывает, что чаще гибнут на производстве работники, имеющие стаж работы по профессии менее 5 лет, при этом каждый пятый погибший, на момент травмирования имел стаж работы по специальности менее одного года (рисунок 3).
В 2020 году риску травмирования и гибели на производстве наиболее подвергались работники следующих профессий: водители автомобилей, слесари, животноводы и подсобные рабочие, трактористы (таблица 2).
Мониторинг производственного травматизма показал, что основными факторами травмирования работников на производстве в 2020 году явились воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей, а также падение потерпевшего во время передвижения и с высоты. Удельный вес травмированных на производстве и погибших в 2020 и 2019 годах в организациях республики по основным видам происшествий приведен в таблице 3.
Анализ завершенных расследований несчастных случаев на производстве свидетельствует, что большинство подобных происшествий обусловлено неисполнением работодателями и (или) самими работающими требований охраны труда, причем это характерно для организаций всех форм собственности (рисунок 4).
Детализация причин производственного травматизма свидетельствует о том, что в 2020 году по сравнению с 2019 годом они по своему характеру существенно не изменились (таблица 4). Преобладающими по-прежнему остаются нарушения требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов по охране труда и невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда.
Значительным остается удельный вес причин, обусловленных действиями самих потерпевших, в частности нарушение ими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда, нахождение их в состоянии алкогольного опьянения. По данным Департамента в 2020 году среди погибших на производстве в состоянии алкогольного опьянения находилось 26 человек (18,7 процента от общего числа погибших на производстве), в 2019 году – 23 человека (16,3 процента).
Таким образом, для дальнейшего снижения уровня производственного травматизма первоочередными задачами являются укрепление трудовой и производственной дисциплины в организациях, а также обеспечение эффективного контроля за ее соблюдением.
Обеспечение охраны труда – это повседневная работа, и только при наличии глубокого внутреннего убеждения руководителя организации, иных должностных лиц, работников в том, что это важный элемент культуры управления, который обязательно принесет свои дивиденды, можно вывести работу по охране труда на новый качественный уровень.
В последние годы организации стали больше уделять внимания внедрению новых форм и методов профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Использование положительного международного опыта в вопросах охраны труда несет в себе большой потенциал. Существенный положительный вклад в продвижение вопросов охраны труда вносит применение в организациях нашей страны принципов Концепции «Нулевого травматизма», разработанной Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО).
На сегодняшний день создана развитая законодательная база в области охраны труда, которая позволяет организациям в полном объеме реализовать семь золотых правил Концепции «Нулевого травматизма» (Vision Zero).
Меры по обеспечению безопасного труда являются неотъемлемой частью общей системы управления организацией. Закон Республики Беларусь «Об охране труда» обязывает нанимателя разрабатывать, внедрять и поддерживать функционирование системы управления охраной труда.
Законодательство не содержит жестких требований к разрабатываемым системам управления охраной труда. Они должны обеспечивать идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, должны быть понятны и доступны всем работникам организации. При разработке СУОТ необходимо учитывать особенности работы конкретного предприятия, те риски, с которыми связаны производственные процессы, осуществляемые на данном предприятии.
Министерством труда и социальной защиты в целях оказания методической помощи нанимателям в разработке СУОТ подготовлены и приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 108 утверждены Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации.
В Рекомендациях отражены основные направления работы по охране труда, такие как:
- разработка мероприятий по предупреждению профессиональных рисков;
- определение полномочий должностных лиц по вопросам охраны труда;
- контроль за исполнением мер по профилактике производственного травматизма и анализ их эффективности;
- повышение личной ответственности работников за соблюдением требований по охране труда путем введения персонифицированного учета допускаемых работниками нарушений требований по охране труда.
В Рекомендациях заложены подходы к организации профилактики производственного травматизма, объединяющие три направления - безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства, предусмотренные в Концепции «Нулевого травматизма» (Vision Zero).
Кроме этого при разработке системы управления охраной труда организация может руководствоваться техническими нормативными актами СТБ ISO 45001-2020 «Системы менеджмента здоровья и безопасности при профессиональной деятельности. Требования и руководство по применению» и ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».
Весь комплекс мероприятий в области охраны труда, от принятия законодательства и разработки систем управления охраной труда до государственного надзора и общественного контроля, направлен на решение одной главной задачи – сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Безопасные условия труда — это то, что безусловно должно быть создано на любом рабочем месте. Иногда этим пренебрегают из–за нерадивости и беспечности, иногда потому, что хотят сэкономить. Но если речь идет о жизни и здоровье людей, то экономия совершенно недопустима.