Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по г. Минску

Горячая линия:+375 17 337-39-85
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Минской области

Горячая линия: +375 17 200-80-61 
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Гомельской области

Горячая линия: +375 23 234-51-74
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Витебской области

Горячая линия: +375 21 262-68-83 
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Брестской области

Горячая линия: +375 16 21-47-80
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Гродненской области

Горячая линия: +375 15 274-34-15
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Могилевской области

Горячая линия: +375 22 231-03-62 
Подробнее

Специализированая инспекция Департамента
контроля и надзора за строительством

Горячая линия: +375 17 361-00-71
Подробнее

Качество выпускаемых конструкций и материалов, качественное выполнение строительно-монтажных работ – один из главных показателей в оценке конкурентоспособности продукции и услуг, что определяет уровень жизни каждого человека, предприятия и отрасли в целом.

Проблема повышения эффективности и качества строительства в современных условиях должна решаться комплексно и системно, с охватом всех этапов инвестиционного процесса, начиная с уведомления о начале строительства объекта и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию.

На территории Минской области осуществляется строительство объектов различного функционального назначения: жилищное строительство, инженерно-транспортная инфраструктура, объекты промышленного, социального, сельскохозяйственного, гидротехнического, гидромелиоративного назначения.

В инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по Минской области в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 зарегистрировано 1909 объектов, из них 189 объектов жилищного строительства, 295 объектов соцкультбыта, 274 объекта капитального ремонта жилого фонда, 441 объект инженерные сети и благоустройство, 399 прочие (склады, цеха, котельные, станции обезжелезивания и т.д.), 97 объектов промышленного назначения, 84 – сельскохозяйственного назначения, 69 – гидромелиоративное назначение, 9 - дороги и мосты.


В 2020 году инспекцией зарегистрировано 712 новых объектов, в том числе начато строительство 75 жилых домов, 8-ми детских садов, 3-х школ.

Количество зарегистрированных объектов в 2020 году незначительно отличается от зарегистрированных в 2019 году, число которых составило 725 объектов, что говорит о стабильном строительстве на территории Минской области.

Строительство любого объекта, прежде всего, зависит от качества разработки проектной документации, от принятых архитектурно-планировочных и конструктивных решений.

Между тем не редки случаи, когда отдельные разделы проектной документации часто не увязаны друг с другом, особенно общестроительные работы с санитарно-техническими, электротехническими и другими системами инженерного обеспечения.

Качество возводимых зданий и сооружений также зависит от качества применяемых строительных материалов, конструкций, изделий, правильности перевозки, складирования и хранения готовых изделий, оборудования, качественного выполнения строительно-монтажных работ, квалификации рабочих-строителей, применяемого ими рабочего инвентаря и инструментов, использования инженерно-техническими работниками современных контрольно-измерительных приборов и оборудования.

Одним из главных условий достижения высокого качества законченного строительством объекта является систематический контроль за качеством поставляемых строительных материалов, изделий, конструкций, за качеством работ на всех стадиях строительства, а также тщательная проверка качества выполненных работ при приёмке в эксплуатацию объектов строительства.

В 2020 году государственными строительными инспекторами было проведено 4066 посещений (осмотры - 3962 и мониторинги - 104), за аналогичный период 2019 года – 3668 (осмотры – 3109 и мониторинги – 559). В ходе осуществления надзорных мероприятий за январь-декабрь 2020 года было выявлено 34325 дефектов и нарушений. По характеру нарушений 21,85 % от их общего количества составили несоответствия выполненных отдельных видов работ требованиям проектной документации, включающих устройство оснований и фундаментов, возведение конструкций.


При посещении объектов строительства большое внимание уделяется организации и содержанию строительных площадок (19,57 %), ведь пренебрежение требованиями по организации строительного производства сказывается на безопасности труда, качестве и сроках производства строительно-монтажных работ. Распространены такие нарушения, как неправильное хранение стройматериалов, конструкций и изделий на объекте, влияющее на их качественные характеристики, допускается хранение мусора на грунте, а не в контейнерах, выезды не оборудованы пунктами мойки колес автотранспорта, и т.д.

За период с 01.01.2020 по 31.12.2020 проведена 2521 проверка, проверена 1331 строительная площадка, порядок наведен на 789 строительных площадках (59%), выдано 1327 предписаний и 27 рекомендаций, выявлено 6683 дефекта и нарушения, вынесено 138 постановлений о наложении административного взыскания, штрафные санкции по объектам составляют порядка 15,012 тыс.руб.

Есть и положительные примеры строительных площадок, которые содержатся в надлежащем порядке. Одним из таких примеров служит объект: «Строительство производственного корпуса с административным зданием по выпуску алюминиевых радиаторов в Китайско-Белорусском индустриальном парке «Индустриальный парк «Великий камень», Минская область, Смолевичский район».


В случаях невыполнения требований в сроки, установленные в предписаниях либо рекомендациях, инспекцией применяются административные санкции.

В 2020 году применено 872 административных санкции (на 19 % меньше, с аналогичным периодом 2019 года), в т.ч. 311 - за нарушение требований технических нормативных правовых актов, 274 – за невыполнение требования предписания либо рекомендации, 30 – нарушение требований проектной документации при выполнении СМР, 76 – нарушение порядка приемки объектов в эксплуатацию.


Существуют организации и должностные лица, которые систематически нарушают требования при производстве строительно-монтажных работ и не принимают должных мер по их устранению в установленные сроки. К таким нарушителям принимаются более действенные меры, направляются в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь и органы по сертификации предложения о приостановлении действия аттестатов соответствия, квалификационных аттестатов, свидетельств о технической компетенции, сертификатов соответствия. Также органы государственного строительного надзора имеют право вносить заказчикам, застройщикам, подрядчикам, разработчикам проектной документации, организациям, выпускающим строительную продукцию представления о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих законодательство в области строительной деятельности и не выполняющих предписания.

Так, в 2020 году направлено 19 предложений в органы по сертификации, 16 представлений в организации о привлечении к ответственности должностных лиц.

По завершенным строительством объектам инспекцией выдано 950 заключений.

Подводя итоги 2020 года хотелось отметить, что государственный строительный надзор во взаимодействии с иными государственными органами (организациями) проделали кропотливую работу, направленную на улучшение качества строительно-монтажных работ, так как строительный процесс представляет собой одну из главных отраслей материального производства. Ведь именно она создаёт базу для развития многих других направлений, предназначенных для удовлетворения первоочередных потребностей жизнедеятельности человека.