Инспекция Департамента контроля и надзора за строительством по Минской области во исполнение поручений Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 20.01.2021 №06-15/105 и Департамента контроля и надзора за строительством от 21.01.2021 №03-01/50 о повышении эффективности совместной надзорной деятельности разработала и согласовала с Инспекцией государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и стандартов и государственного метрологического надзора по Минской области и г.Минску план проведения совместных мероприятий на первое полугодие 2021 года.
Согласно плана, в 1-ом квартале (январь-февраль) текущего года проведены совместные надзорные мероприятия на следующих объектах строительства:
1. Строительство нового комплекса зданий и сооружений учреждения «Следственный изолятор №1» УДИН МВД по г. Минску и Минской области с республиканской общесоматической больницей г. Минск.
- Заказчик - КУП «УКС Мингорисполкома».
- Подрядная организация - ОАО «Минскпромстрой».
- Проектная организация - ОАО «Ордена Трудового Красного Знамени «Институт «Белгоспроект».
2. «Школа на 720 мест в жилой застройке в п.Колодищи-2 (полигон)»
- ГП «УКС Минского района».
- ООО «Металлстройпрофиль».
- ООО «НикаПроект».
По результатам проведения совместных надзорных мероприятий на данных объектах строительства 03 февраля текущего года была организована встреча (техническая учеба) с участием инспекторов, начальников структурных подразделений инспекции и заведующей сектором Инспекции государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и стандартов и государственного метрологического надзора по Минской области и г.Минску - Силич Елены Александровны.
Целью данной встречи была постановка задачи инспекторам при посещении объектов строительства обращать внимание на входной контроль поступающих на объект материалов и изделий, а также на оформление сопроводительных документов с целью своевременного пресечения использования материалов и изделий, не соответствующих стандартам Республики Беларусь.
На совещании было уделено внимание по каждому конкретному выявленному в процессе проведения совместных мероприятий нарушению и озвучены возможные пути дальнейшего развития в сложившейся ситуации, обсуждены вопросы проведения подрядными организациями входного контроля поступающих изделий и материалов, условий их хранения на строительных объектах, выборочно проанализированы паспорта качества и сертификаты соответствия на строительные изделия, конструкции и материалы.
Рассмотрены конкретные примеры нарушений заполнения паспортов качества на поставляемые изделия и материалы. Установлено, что участились случаи заполнения паспортов качества поставщиками, не являющимися производителями продукции, а не фактическими производителями. В паспортах качества не приводятся в полном объеме обязательные технические характеристики на продукцию по показателям безопасности, а при детальной работе с производителем по такой продукции выясняется отсутствие протоколов испытаний, подтверждающих эти характеристики (такие как, проектная прочность бетона, несущая способность и жесткость стальных конструкций, толщина антикоррозийного покрытия, удельная эффективная активность естественных радионуклидов, предел огнестойкости).
Обращено внимание на то, что на объекты представляются сертификаты соответствия на конструкции с ограниченной областью распространения по показателям безопасности: с ненормируемым значением предела огнестойкости (R0), без подтверждения изготовителем протоколами испытаний аккредитованных лабораторий требований к прочности и жесткости конструкций. Также на строительные объекты представляются отмененные сертификаты соответствия на плиты пенополистирольные теплоизоляционные.
Проведенные инспекциями надзорные мероприятия, касающиеся качества строительных материалов и изделий, продолжают выявлять ряд проблемных вопросов у заказчиков, подрядчиков по ведению входного контроля и хранению строительных материалов и изделий на объектах в соответствии с требованиями ТНПА и проектной документацией:
- на входном контроле по-прежнему не проводится контроль геометрических параметров конструкций и изделий и качества поверхностей, записывается в журналы входного контроля только наименование и количество поступившей на объект продукции. На входном контроле не контролируется качество бетонной смеси по показателю удобоукладываемости (осадка конуса). Несвоевременно проводятся испытания по определению проектных характеристик прочности бетонных и растворных смесей;
- отсутствуют подготовленные площадки для складирования инертных материалов (щебень, песок) для бетонных смесей, изделий и конструкций (не обеспечена их защита от загрязнения и повреждения); отсутствуют стандартные подкладки и прокладки для конструкций.
Отмечена эффективность контрольно-надзорных мероприятий у производителей строительных материалов и изделий по устранению выявленных нарушений требований ТНПА, когда предприятиями закупается новое оборудование и оснастка, проводится капитальный ремонт оснастки, совершенствуется технология производства, проводятся организационные мероприятия по устранению нарушений.
Среди таких предприятий в 2020 году были филиал «Молодечножелезобетон» ОАО «Кричевцементношифер» Республиканского производственно-торгового унитарного предприятия «Управляющая компания холдинга «Белорусская цементная компания», ОАО «МИНСКЖЕЛЕЗОБЕТОН», филиал Завод сборных железобетонных конструкций ОАО «Минскпромстрой», УПТК государственного предприятия «УДМСиБ Мингорисполкома».
Учитывая основные направления государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и стандартов на 2021 год, инспекциями Госстандарта запланированы совместные надзорные мероприятия на объектах строительства по предотвращению поставок нестандартной продукции, в том числе активизация контроля (надзора) за продукцией, выпускаемой и реализуемой субъектами хозяйствования Республики Беларусь.